У детей раннего возраста с симптомами поражения нервной системы следующим этапом после уточнения диагноза является создание индивидуального реабилитационного прогноза развития. Его основную цель можно сформулировать так: предвидя дальнейшее развитие
патологических симптомов, предусмотреть своевременное проведение
профилактических и лечебных мер для того, чтобы предупредить
неблагоприятный исход. В реабилитационный прогноз должен входить анализ развития
заболевания или синдрома, его отдаленных последствий,
социально-бытового статуса пациента. Все эти позиции должны основываться
на патокинезе патологических проявлений поражения нервной системы с
учетом возраста.
Исследование нервной системы ребенка в эволюционно-диагностическом
аспекте показывает, что возрастные параметры становления жизненно важных
функций (регуляции гомеостаза, дыхания, кровообращения, пищеварения)
имеют минимальную вариабельность. Более широкий диапазон характерен для развития
тонкой моторики, становления психических и речевых функций. Если
повреждение не влечет за собой гибели организма, то наступает сложная
реорганизация систем мозга, обеспечивающая адаптацию к новому режиму
деятельности.
Патологические процессы, повреждая нейрон, как основную интегральную
величину мозга, приводят к определенному патокинезу симптомов со стороны
различных уровней центральной нервной системы (см. табл. 1).
Целью восстановительного реабилитационного лечения является
возвращение больного ребенка в характерные для его возраста условия
жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а
при отсутствии такой возможности – обеспечение стойкой компенсации
нарушенных функций и адаптации к новым условиям существования.
На основе анализа диагностически значимых синдромов и их сочетаний мы
считаем необходимым определять ведущий "социализирующий” признак,
вокруг которого и будет строиться вся программа компенсации и
восстановления. Реабилитационная программа должна быть
поэтапной, адаптированной к различным периодам заболевания;
индивидуальной – рассчитанной в зависимости от тяжести поражения с
различным функционально-органическим дефектом и различными реакциями
пациента на болезнь; комплексной, чтобы осуществлять многофакторное
лечение, сочетая психологические методы с физическими и
медикаментозными; последовательной (т.е. каждый последующий этап лечения
должен учитывать результаты предыдущего). Следует добиваться как
положительной динамики клинических показателей, так и психологического
статуса, что поможет достичь социальной адаптации с выработкой навыков
самообслуживания.
Комплексный медико-социальный подход к восстановлению психо-неврологического дефицита различной степени тяжести у детей
раннего возраста должен определяться не столько сроками заболевания,
сколько клиническими проявлениями и реакцией больного на болезнь,
динамикой восстановления нарушенных функций и социальной реабилитацией.
В зависимости от степени выраженности ведущих синдромов (нарушения
моторики, речи, психики, когнитивных процессов, часто в сочетании с
судорогами) и должна строиться программа лечения задержек развития у детей различного возраста.
Для лечения детей раннего возраста в структуру
реабилитации должны быть включены: лечебная физкультура; лечебная
гимнастика; массаж; постуральные упражнения для воссоздания и
формирования двигательных навыков; ортопедическая коррекция;
гипербарическая оксигенация; медикаментозные блокады;
иглорефлексотерапия; методы электростимуляции, корректоры движений.
Большую роль в восстановлении играют физические факторы:
электрофорез с симптоматически-направленными лекарствами,
синусоидально-модулированные токи, грязелечение, ванны, озокерит,
тепловые укутывания, закаливающие процедуры.
Большие размеры головы далеко не всегда коррелируют с понятием "гидроцефальный синдром". |
Необходимо использовать санаторно-курортное лечение, по показаниям – сеансы мануальной терапии, а также восстановительную косметическую хирургию. Чрезвычайно актуальна максимально ранняя диагностика речевых расстройств и их коррекция,
что в дальнейшем помогает решать проблемы обучения по специальным
программам. Не следует забывать и о необходимости обследования ребенка
специалистами (психиатром, генетиком, педиатром, окулистом,
стоматологом, гастроэнтерологом и др.) с целью коррекции соматических
нарушений. Все эти мероприятия должны проводиться на фоне
психосоциальной и психологической помощи семье пациента. И, конечно, у
детей с задержкой нервно-психического развития используется медикаментозная терапия, направленная на улучшение функционирования нервной системы.
Медикаментозная терапия
При неспецифических (темповых) задержках нервно-психического
развития у детей раннего возраста объем используемых медикаментов
значительно меньше, чем при специфических (с симптомами органического
поражения нервной системы).
При равномерной задержке формирования моторики – на 1-м году жизни, речевого развития – на 2-м году жизни, у детей с легким нарушением нервно-психического
развития к 3-му году жизни происходит значительная компенсация
выявлявшихся ранее расстройств, однако требуется продолжение коррекции
двигательной расторможенности, улучшение когнитивных функций (особенно
внимания) и развитие мелкой моторики.
Для коррекции нарушений мышечного тонуса используют толперизон (при
его повышении) или прозерин с бендазолом ( при симптомах мышечной
гипотонии, с сохранными или повышенными сухожильными рефлексами), курс –
20–30 дней.
До настоящего времени у детей первого года жизни продолжается гипердиагностика "гипертензионно-гидроцефального” синдрома
с проведением неоправданного дегидратационного лечения. Хочется
обратить внимание на целесообразность диагноза
гидроцефально-гипертензивного синдрома в основном при активной
гидроцефалии с последующим принятием решения о консервативном или
оперативном лечении гидроцефалии. Далеко не всегда большие размеры
головы коррелируют с морфологическим понятием "гидроцефальный синдром”,
который правильнее формулировать, как вентрикуломегалия. Косвенные
клинические симптомы, расцениваемые как следствие повышения
внутричерепного давления, в большинстве своем являются компенсаторными,
нужными для гемоликвороциркуляции и не требуют проведения дегидратации. В
этих случаях надо решать вопрос об улучшении венозного оттока и
церебральной гемодинамики с использованием сосудистых препаратов
(препараты барвинка, инстенон, пентоксифиллин и др.) в течение 2–4-х
нед. В диагностическом плане необходимо исключать рахит, а также проявления у детей наследственного физиологического состояния – семейной конституциональной крупноголовости, также не требующего лечения.
Речевые расстройства у детей с легкой неспецифической задержкой нервно-психического
развития подтверждают повреждение нервной системы, а в прогностическом
плане угрожают интеллектуально-мнестическим дефицитом. Все вышесказанное
требует активного подключения к обследованию и реабилитации логопеда и
дефектолога. Наиболее эффективным препаратом для стимуляции развития
речи мы считаем препараты g-аминомасляной кислоты (таблетки по 0,25 г)
на 1–3-х месячный курс лечения от 100 до 300 таблеток по схеме
ноотропов, см.ниже, для ребенка первого года жизни, до 600 таблеток на
курс более старшим детям, с максимальной дозой 2–3 г в день.
Самым социально-значимым симптомом является задержка интеллектуального развития, которая требует динамического наблюдения за ребенком и лечения препаратами ноотропного ряда.
Специфическая задержка нервно-психического развития
Алгоритм восстановительного лечения
детей со специфической задержкой нервно-психического развития (даже
легкой степени) существенно различается и по объему и по списку
препаратов от такового у детей с темповой доброкачественной задержкой.
Большинство детей с органическим повреждением нервной системы (в раннем
возрасте у них диагностируется задержка развития) в последующем отстают в
формировании многих сфер – моторной, речевой, когнитивной,
интеллектуальной, с парциальным или тотальным поражением высших
психических функций. Главным "социализирующим” направлением реабилитации
становится коррекция интеллектуальной недостаточности.
При повышении мышечного тонуса используются толлеризон, баклофен, тизанидин, ботулотоксин; при диффузной мышечной гипотонии – прозерин, оксазил, сангвиритрин, бендазол, при экстрапирамидных нарушениях – леводопа+карбидопа или леводопа+бензеразид, тригексифинидил.
При выраженных органических задержках развития у детей имеется
достаточно стойкая резидуальная симптоматика. В большинстве случаев
резидуальная вентрикуломегалия без признаков активной церебральной
гипертензии является следствием отзвучавшего ранее процесса в виде
нормотензивной (пассивной) гидроцефалии. Данное состояние редко требует
проведения дегидратации: только при декомпенсации или при тяжелых
интеркуррентных заболеваниях. У детей данной группы возможны различные
пароксизмальные расстройства эпилептического или неэпилептического
генеза. В большинстве случаев (при изменениях на ЭЭГ и МРТ головного
мозга) рекомендуют антиконвульсанты различных классов на период от 6 до
12 месяцев (и более).
Самым прогностически сложным у детей является общее недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности,
во многом определяющее неблагоприятный прогноз дальнейшего развития. В
связи с поражением именно этих сфер – речевой и интеллектуальной –
препаратами выбора в данном случае становятся ноотропы.
Ноотропные препараты
Название группы препаратов, улучшающих когнитивные
процесы, речь, умственную деятельность, – ноотропы – произошло от
греческих слов "ноос”– мышление, разум и "тропос” – стремление, родство.
Ноотропы опосредованно улучшают обменно-энергетические и интегративные
процессы в мозге, улучшают когнитивные функции (память, внимание,
восприятие, аналитико-синтетические процессы, психомоторную
деятельность). Аналогично действуют и некоторые другие группы препаратов
(вазоактивные, аминокислоты и др.), что позволяет всю группу
лекарственных средств считать ноотрофами, т.е. формирующими новые
трофические возможности для функционирования головного мозга.
К первой группе собственно ноотропов (нейрометаболиков,
церебральных ноотрофов, "социализирующих” препаратов), оказывающих
мультимодальное действие на мозг, относятся:
1. Пирацетам и его аналоги: апаган, брейнтоп, диапирам
(пирацетам+диазепам), луцетам, ноотропил, нормабрейн, ойкамид, ороцетам
(пирацетам+оротовая кислота), пирабене, пирамем, стамин, фезам
(пирацетам+циннаризин), церебропан, церебрил, эувифор, эументал.
Назначают в дозе 30–50 мг/кг в день, от 1 до 3–6 мес.
2. Пантогам (кальция гомопантотенат, гопатен, гопантенат). Назначают в дозе 0,75–4 г в день (курс от 1 до 6 мес).
3. Гамма-аминомасляная кислота (аминалон, апогамма, гаммалон, ГАБА,
ганеврин, габаллон, ганнеурон, миелоген, энцефалон). Назначают в дозе
0,5–3 г в день курсом от 2–3 нед до 2–6 мес.
4. Пиритинол (пиридитол, церебол, энербол, энцефабол, биоцефалин,
тонобрейн). Назначают в дозе 20–300 мг в день, в течение 1–2 мес.
5. Глицин (аминоуксусная кислота, гликокол). Назначают в дозе 0,1–2 г в день в течение 7–30 дней.
К группе ноотропов также относятся экстракты гинкго билоба,
церебролизин, глютаминовая кислота, пикамилон, глиатилин. В дальнейшем, в
связи с комплексным действием препаратов, возможен их повтор в
классификации в зависимости от состава препарата и эффекта его действия.
Ко второй группе относятся аминокислоты: пирацетам, глютаминовая
кислота, метионин, глицин, карнитин хлорид, Л-триптофан, когитум.
Третья группа – нейропептиды и гормональные препараты: семакс, церебролизин, префизон, L-тироксин.
Сосудистые средства, улучшающие церебральную гемоликвородинамику,
микроциркуляцию, обладающие антигипоксическим действием (4-я группа) –
актовегин, инстенон, ницерголин (сермион), пентоксифиллин, пикамилон,
препараты барвинка, циннаризин (стугерон, вертизин), экстракты гинкго
билоба.
5-я группа – препараты, содержащие Са, К, Mg, Р, – необходимы в
комплексе реабилитации детей с поражением нервной системы различной
степени тяжести: церебро-лецитин, глицерофосфат, фосфобион,
липоцеребрин, фитин, пангамат кальция, пантотенат кальция, аспаркам,
магнеВ6, оротат калия.
И к 6-ой группе можно отнести витамины, поливитамины, комплексы
витаминов с минералами, а также биостимуляторы (алоэ, пангамат кальция,
оротат калия, когитум, АТФ).
Мы предлагаем ряд принципов лечения ноотропами:
1. На курс лечения одновременно не назначать более 1–2 препаратов ноотропного действия.
2. Обязательно знание синонимов, аналогов и торговых названий
лекарств, во избежание одномоментного назначения одного и того же
средства.
3. Между повторными курсами ноотропов целесообразна пауза в 1–3 месяца, для проявления последействия и закрепления эффекта.
4. Назначение препарата проводится с постепенным увеличением дозы в
течение 1–2 нед, приемом возрастного максимума в течение 3–12 нед и
постепенным снижением дозы в течение 1–2 нед.
5. При гиперактивном поведении возможно использование корректоров поведения, анксиолитиков, седатиков.
6. При некупированных приступах возможно использование пантогама и глицина в качестве нейрометаболиков, ноотропов.
7. Прием ноотропов проводится в утренние и дневные часы.
8. Доза и длительность приема ноотропа прямо пропорциональны уровню и
тяжести неврологического дефицита с учетом возраста и веса ребенка.
9. Целесообразно использование монотерапии адекватной дозой препарата (без ее занижения).
10. Индивидуализировать выбор пути введения препарата (предпочитая безинъекционные) – перорально, сублингвально, интраназально.
При комплексной реабилитации детей с задержкой (доброкачественной или
специфической) нервно-психического развития наиболее ограничивающим
симптомом для восстановительного лечения, (будь то массаж, ноотропы,
физиопроцедуры и др.) являются судороги. В связи с этим таким детям
необходимо достижение компенсации по судорогам и пароксизмальным
реакциям, а затем использование всего спектра мер медико-социальной
реабилитации.
|