Главная » 2013»Октябрь»29 » Особенности пубертатного периода на современном этапе
11:34
Особенности пубертатного периода на современном этапе
Пубертатный период является крайне важной – рубежной
фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений,
способствующих наступлению его половой и физической зрелости. Пубертат,
транзиторный период между детством и половой зрелостью,
контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд
физических и психических изменений, приводящих к физической,
психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько
полноценно у подростка протекает и насколько благополучно завершается
пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных
функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и
метаболический статус у взрослого поколения [9]. Сроки наступления
пубертата, как и формы его протекания, зависят от пола ребенка,
многочисленных генетических и внешних факторов – они чрезвычайно
изменчивы и индивидуальны [3]. Считается доказанным, что пубертатныйпериод
относится к числу тех жизненных процессов, которые не связаны с
хронологическим (календарным) возрастом индивидуума и целесообразность
выделения этой возрастной группы обусловлена социальными и
биологическими детерминантами подросткового возраста. В силу особенностей функционирования многих органов и систем в пубертатномпериоде
у ребенка возможно развитие явлений, стоящих на границе между
нормальными физиологическими вариациями и патологическим состоянием. Это
большая группа физиологических отклонений, которые в той или иной форме
могут касаться почти всех важнейших систем и органов. Физиологические
отклонения большей частью связаны с конституциональными вариациями
функций желез внутренней секреции и множеством устранимых экзогенных
воздействий, лишь временно нарушающих гармоническое развитие
созревающего организма. Эти физиологические отклонения, за немногими
исключениями, постепенно сглаживаются и преодолеваются по окончании
полового созревания. Наблюдаемые в пубертатномпериоде
морфофункциональные изменения основных систем организма и перестройка
регуляторных механизмов совпадают с новыми социальныминагрузками:
последний этап школьного образования, профессиональное
самоопределение и обучение, ранний труд, изменение образа жизни и
поведения, интеграция во взрослое общество и т.д. Школа требует от
ребенка умения подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и
режиму, формирование которого происходит в процессе обучения [6].
Усиленный рост, повышенная двигательная и нервно–психическая активность
приводят к значительному напряжению в работе нервной системы (в особенности
вегетативной нервной системы), эндокринных желез и обмена веществ. В
результате этого физиологического для данного возраста напряжения и
некоторых неблагоприятных внешних воздействий в пубертатном
возрасте весьма часто наблюдается вегетативная дистония, лабильность
психики и поведения. Данные состояния характеризуются выраженной
неустойчивостью и противоречивостью отдельных сторон нервно–психического
склада, эмоциональной лабильностью – «пубертатная лабильность
настроения», а также стремлением к самостоятельности, независимости с
сомнениями и даже отрицанием прежних авторитетов и особенно
негативистическим отношением к авторитету лиц из ближайшего окружения
(семья, учителя и т.д.) – период «отрицания», «протеста против отцов»,
«стремления к самостоятельности» [10,11]. В настоящее время в пубертате
произошли существенные изменения – значительно снизился возраст
наступления пубертата. Возраст менархе в странах центральной Европы и в
США в последние 100 лет снижается каждое десятилетие на 2–3 месяца. Особенно
заметно это снижение в последние 50 лет, что связано со стабильностью
социально–экономических условий, повышением качества жизни и общего
здоровья популяции [2]. Изменения в социальной сфере, а также негативное
экологическое влияние обусловили формирование двух полярных по
признакам течения пубертации групп подростков. С одной стороны, это
группа, имеющая более или менее выраженную тенденцию к раннему,
активному пубертату и половой социализации и которая с каждым годом
становится все меньше. Другой полюс составляют дети с ретардацией
(задержкой) полового и психосексуального развития. Ускоренное и
замедленное половое развитие наблюдалось и раньше, однако сегодня
выросло число малодифференцированных конституциональных форм, не
обусловленных конкретными органическими причинами. В целом число детей с
нормально протекающим пубертатным развитием в
популяции уменьшилось. Группу подростков с относительной ретардацией
полового развития составляют дети из семей с формирующимся или
устойчивым дефицитом питания. В пищевом рационе таких детей выявлена
нехватка жирорастворимых витаминов и витаминов группы «В» [7].
Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит
времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими
факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности
сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное
воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание
детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в
физиологических реакциях организма, что формирует невротические
расстройства с последующей их соматизацией и преобладанием в клинической
картине висцеральных синдромов в виде нарушений деятельности сердца,
желудка, кишечника и других органов. За последние годы возросло число
детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими
состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков. Более
70% учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в
усвоении базовой школьной программы. Отмечается режим роста
дезадаптации подростков – девиантные формы поведения, связанные с
минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, характерологическими
аномалиями личности, психопатоподобным состоянием. Среди подростков
четверть имеет различные психические заболевания, частота которых растет
каждые 10 лет на 10–15%. Лишь 10% выпускников школ могут считаться
абсолютно здоровыми, у 40–45% из них имеются хронические заболевания и у
45–50% – серьезные морфофункциональные отклонения, при этом у каждого
второго школьника наблюдается сочетание нескольких хронических
заболеваний с рядом функциональных нарушений, что существенно ослабляет
организм [5]. Характерным для подростков нашего времени становится
«трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим
развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового
развития. В современной популяции школьниц
увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от
календарного. Так, среди 13–14–летних девочек их 32%, среди 15–16–летних
– 25%, среди 17–18–летних – 22%. Это является неблагоприятным
прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического
развития и репродуктивного здоровья детей. Об этом свидетельствует и
сокращение в популяции числа девушек с ранним появлением менархе – до
12,5 лет, за последние 10 лет с 33 до 10% [1]. К моменту окончания школы
до 75% девушекимеют хронические заболевания внутренних органов, у 23,6%
старшеклассниц выявлено сочетание гинекологических заболеваний и
экстрагенитальной патологии. У старшеклассниц в структуре
гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла
(20–54%) с потерей трудоспособности по типу резко болезненных
менструаций, сопровождаемых выраженными вегетативными реакциями, и
маточных кровотечений. Среди девочек с дисменореей 70,5% больных
составляют пациентки 15–17 лет. Не менее редкой патологией являются
гипоменструальный синдром и аменорея (16–20%) в сочетании с
гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. Частота
воспалительных заболеваний половых органов у девочек увеличилась в 1,2
раза. Причем у сексуально активных девочек воспаление гениталий выявлено
в 45,2% случаев, тогда как у их сверстниц, не имевших сексуального
опыта – в 15,1%. Увеличилось число девочек абсолютного или
относительного риска бесплодия [8]. Неуклонно возрастает инвалидность.
Так, в 2001 году впервые в общее число детей–инвалидов вошли дети в
возрасте до 18 лет. Общая численность детей–инвалидов достигла 617 096
(183,3 на 10 тыс. детей) [4]. Таким образом, в пубертатном периоде на современномэтапе
произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем: –
формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп
(группу, имеющую более или менее выраженную тенденцию к раннему,
активному пубертату и половой социализации, и группу с ретардацией
полового и психосексуального развития); – ухудшение состояния здоровья и
рост инвалидности.