Главная » 2013»Октябрь»29 » Педиатрическая школа академика Г.Н. Сперанского в последипломном образовании врачей–педиатров России
10:50
Педиатрическая школа академика Г.Н. Сперанского в последипломном образовании врачей–педиатров России
Непрерывное профессиональное образование является
важным фактором, который позволяет специалисту поддерживать необходимый
профессиональной уровень в течение всей его трудовой деятельности.
Именно с этих позиций медицинское образование должно
рассматриваться, как непрерывный процесс и важнейший фактор высокого
уровня профессиональной компетенции работников системы здравоохранения.
В России система усовершенствования врачей по основным
специальностям начала складываться еще в конце XIX века
(С.–Петербургская Военно–медицинская академия). Что же касается последипломной подготовки педиатров, то у истоков ее создания стоял выдающийся детский врач Г.Н. Сперанский, который в 1932 г. организовал и возглавил кафедрупедиатрии в Центральном институте усовершенствования врачей (в настоящее время это Российская медицинская академия последипломногообразования – РМАПО). Проблемой улучшения и расширения образования в области педиатрии, вопросами специализации и усовершенствования врачей и медицинских сестер Г.Н. Сперанский занимался с первых лет своей врачебной деятельности. Так, в начале ХХ века в созданных им впервые в России
детской консультации и Доме грудного ребенка врачи проходили
усовершенствование в качестве временных сотрудников и на рабочих местах.
В дальнейшем Георгий Несторович составляет программу
усовершенствования для сестер по детству и в 1923 г. становится первым
директором таких курсов. Вопросы о подготовке педиатрических
кадров он поднимает в докладах на Всероссийских конференциях по охране
материнства и младенчества (1923, 1929 гг.). В этот период Г.Н.
Сперанский входит в инициативную группу ученых, обратившихся в
правительство с обстоятельной докладной запиской о необходимости
организации Центрального института усовершенствования врачей, который и
был открыт в 1930 году.
С молодым энтузиазмом и неиссякаемым интересом принялся Георгий Несторович за организацию кафедры и ее становление. Сам исключительно аккуратный и добросовестный, он неукоснительно требовал этого же и от других сотрудников кафедры. Авторитет Г.Н. Сперанского и успешная работа всего коллектива позволили кафедре быстро приобрести значение Всесоюзного учебно–методического центра по специализации и повышению квалификации педиатров.
Г.Н. Сперанский подчеркивал, что высокая квалификация врача возможна
лишь при непрерывном совершенствовании его теоретических знаний и
практических навыков. При этом Георгий Нестерович ориентировал своих
сотрудников на постоянное повышение собственных знаний, умение донести
самые передовые достижения медико–биологической науки до практикующих педиатров.
Особое внимание уделялось вопросам передачи врачебного опыта.
Поставленные задачи решались благодаря клинической направленности
занятий, стройности изложения материала и четкости практических
рекомендаций. Г.Н. Сперанский и его сотрудники во время
обходов, лекций и практических занятий не только щедро делились своим
клиническим опытом, но и знакомили их с самыми передовыми методами
диагностики, профилактики и лечения заболеваний детского возраста.
Г.Н. Сперанский считал, что усовершенствование врачей
должно иметь четкую практическую направленность и проходить на базе
многопрофильной больницы, оказывающей и ургентную помощь. Ведь именно
туда направляются пациенты с разнообразной патологией, что и определяет
возможность проведения клинических разборов как наиболее типичных
случаев, так и редких заболеваний. Поэтому кафедра, в
первые годы работавшая на базе Института педиатрии, в дальнейшем была
переведена в детскую городскую больницу № 9 г. Москвы. Благодаря Г.Н. Сперанскому
в этой больнице были построены новые корпуса, расширена лабораторная
служба. На базе детской городской больницы № 9 кафедра работала более 30
лет, теперь она носит имя Г.Н. Сперанского. С 1985 г. кафедра работает в
Тушинской городской детской больнице – одной из крупнейших
многопрофильных детских больниц Москвы, на которой базируются многие
кафедры педиатрического факультета РМАПО
Действительный член АМН СССР, профессор Г.Н. Сперанский руководил
кафедрой почти 30 лет. За это время кафедра стала ведущим
учебно–методическим центром повышения квалификации педиатров в стране.
Кроме курсов повышения квалификации для практических врачей на кафедре
стали проводить усовершенствование для главных специалистов и
профессорско–преподавательского состава других ГИДУВов и ФУВов. С 1961
по 1966 г. кафедру возглавляла профессор Р.Л. Гамбург – прекрасный
клиницист, известный педиатр–кардиолог и педагог. Особый вклад в
развитие кафедры внес профессор М.П. Матвеев, который руководил кафедрой
на протяжении 17 лет. Профессора М.П. Матвеева отличали
интеллигентность, эрудированность, широкий научный кругозор и талант
клинициста. В 60–70 годы раскрывается клиническое мастерство и
педагогический талант Н.А. Коровиной, Л.П. Гаврюшовой, С.В. Левицкой,
З.Н. Вихиревой, А.В. Чебуркина, Р.А. Тюркян, Э.Б. Мумладзе, И.М.
Колобашкиной, Т.М. Твороговой, А.И. Пименова, Л.В. Будаковой, которые
во многом определяли лицо кафедры в последующие годы. В 1983–1984 гг.
кафедрой заведовал профессор Г.И. Клайшевич, высококвалифицированный
педиатр–кардиолог и прекрасный педагог, в течение ряда лет работавший
первым деканом педиатрического факультета ЦИУВ. В
разные годы на кафедре работали такие известные педиатры, как профессора
А.С. Розенталь, С.Г. Звягинцева, О.Г. Соломатина; академики В.А. Таболин и Ю.Е. Вельтищев, известный детский нефролог профессор М.С. Игнатова.
С 1984 года кафедрой заведует профессор, заслуженный врач РФ Н.А.
Коровина, которая прошла на кафедре путь от клинического ординатора до
профессора. Работа в должности заведующей в полной мере раскрыла
организаторские способности и педагогический талант прекрасного
клинициста Н.А. Коровиной. В перестроечные годы и в период реформ Н.А.
Коровина и сотрудники кафедры (И.Н. Захарова, А.Л. Заплатников, Л.П.
Гаврюшова, А.В. Чебуркин, Э.Б. Мумладзе, Т.М. Творогова, И.М.
Колобашкина и др.) смогли не только сохранить традиции, заложенные академиком Г.Н. Сперанским, но и разработали новые формы последипломногообразования врачей–педиатров (короткие тематические семинары, прерывистые циклы, школы,
интерактивные семинары, телемосты, издание пособий для врачей,
формуляров и протоколов в серии «Последипломное образование» и др.).
За время существования кафедры в ее структуре, учебных планах и
программах происходили весьма заметные изменения, специализированные
отделы становились самостоятельными кафедрами. Отдел неврологии (доцент
С.Э. Ганзбург) был преобразован в кафедру детской неврологии, которую
впоследствии возглавила профессор М.Б. Цукер. Аналогично были образованы
кафедра детских инфекций (профессор М.Е. Сухарева) и единственная в
СССР кафедра развития и воспитания ребенка (профессор Н.М. Аксарина).
Важность для педиатров занятий по микропедиатрии (С.Г. Звягинцева, В.А.
Таболин, А.М. Большакова, А.В. Чебуркин) определила необходимость
создания курса, а затем и первой в стране кафедры неонатологии,
организатором и руководителем которой стал профессор В.В. Гаврюшов
(впоследствии – ректор ЦИУВ в 1988–1994 гг.). Увеличение кафедр педиатрического профиля явилось основанием для организации в ЦИУВ педиатрического факультета, который был открыт в 1963 г.
Кафедра была инициатором проведения тематических и специализированных
циклов. Для этого впервые были разработаны программы по целому ряду
педиатрических специальностей, что позволило в дальнейшем проводить
циклы по кардиоревматологии детского возраста (с 1957 г.), физиологии и
патологии детей раннего возраста (с 1960 г.), нефрологии детского
возраста (с 1967 г.), гастроэнтерологии детского возраста (с 1974?г.).
Кроме этого, с 1962 г. и по настоящее время кафедра проводит выездные
циклы по актуальным вопросам педиатрии. За этот период было организовано
более 120 выездных циклов, при этом сотрудники кафедры работали
практически во всех бывших республиках Союза и во многих регионах России.
В последние годы в соответствии с современными требованиями на кафедре
проводятся сертификационные циклы и профессиональная переподготовка по
специальностям «Педиатрия» и «Детская кардиология». При этом по заданию
Минздрава РФ кафедра возглавила работу по созданию программ последипломного
образования педиатров и тестов для сертификационного экзамена по данным
специальностям. В настоящее время на кафедре проводится 12–15 циклов в
год, на которых повышают квалификацию более 450 педиатров, обучается
15–20 клинических ординаторов и аспирантов из России, а
также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Продолжают регулярно
проводиться семинары для профессоров и преподавателей медицинских
академий, университетов и институтов. Организована Ассоциация
педиатрических кафедр последипломного образования, инициатором создания которой были зав. кафедрой проф. Н.А. Коровина, декан педиатрического факультета РМАПО проф. М.И. Пыков, проф. И.Н. Захарова и проф. А.Л. Заплатников.
С момента основания кафедры большое внимание уделяется научной работе.
Научные исследования проводятся по наиболее актуальным проблемам
педиатрии. В 50–годы большое внимание уделялось заболеваниям органов
дыхания (Р.Л. Гамбург, С.Г. Звягинцева). Под руководством Г.Н.
Сперанского и Р.Л. Гамбург у детей с пневмонией впервые применялся
пенициллин, разработанный в лаборатории академика З.В.
Ермольевой. Изучались вопросы ревматизма и пороков сердца,
заболеваемость которыми у детей в 50–60 гг. XX века была очень высокой
(О.Г. Соломатина, Г.И. Клайшевич, Л.П. Гаврюшова). С 60–годов одним из
важных научных направлений кафедры стала нефрология. М.С. Игнатова,
М.П. Матвеев, Н.А. Коровина внесли существенный вклад в развитие детской
нефрологии в нашей стране. Значительными явились научные достижения при
использовании гормональной терапии в ревматологии и нефрологии.
Совместная научная работа с учеными–педиатрами Словакии закончилась
изданием монографии «Гломерулонефрит у детей» (1990, Н.А. Коровина,
Л.П. Гаврюшова, М. Шашенка). Традиционно большое внимание уделяется
вопросам патологии раннего возраста и иммунологии, нутрициологии и
гастроэнтерологии. Результаты исследований сотрудники кафедры не только
представляют на научных форумах и публикуют в научных изданиях, но и
включают в лекции и семинары, проводимые на циклах для практических
врачей.
История кафедры педиатрии РМАПО, отмечающей в эти дни 75–летний юбилей, подтверждает правильность курса, выбранного академиком
Г.Н. Сперанским. Его соратники, работавшие на кафедре в последующие
периоды, а также ученики, продолжающие дело патриарха отечественной
педиатрии в настоящее время, сохранили и приумножили
научно–педагогический потенциал кафедры, основной задачей которой
по–прежнему является повышение профессионального уровня
врачей–педиатров.