Введите одно слово для поиска например: "Рак"
Форма входа
логин:
пароль:
В НАШЕЙ БАЗЕ УЖЕ:
Рефератов: 3737
Статей: 1601
Видео: 20
Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Cовременные представления о Mycoplasma genitalium

20:34
Cовременные представления о Mycoplasma genitalium
Наряду с инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), такими как сифилис, гонорея, трихомониаз и урогенитальный хламидиоз, половые пути и мужчин и женщин часто колонизируются микоплазмами/уреаплазмами [1].
Микоплазмы – мельчайшие свободно живущие прокариоты, относятся к семейству Мусоplasmataceae, входящему в порядок Mycoplasmatales класса Mollicutes. Средние размеры клеток микоплазм составляют 0,3–0,8 мкм, а средний диаметр 0,42 мкм. Обычно колонии микоплазм паразитируют на клеточных мембранах эукариот, используя содержимое клеток в качестве пищи.
Вопрос о значении этих микроорганизмов в развитии воспалительных заболеваний органов малого таза на сегодняшний день окончательно не решен [2]. M. hominis и U. urealyticum относят к группе резидентов (т.е. постоянно присутствующих в урогенитальном тракте человека), ассоциированных с ИППП. Точных доказательств их этиологической роли при многих предположительно связанных с ними заболеваниях пока не установлено [3].
Большинство видов микоплазм (уреаплазм) не являются абсолютными патогенами. Передаваясь половым путем, они при определенных условиях вызывают инфекционно–воспалительные процессы в мочеполовых органах чаще в ассоциации с другими патогенными или условно–патогенными микроорганизмами [4,5].
Из семейства микоплазм в последнее время наиболее патогенную роль отводят Mycoplasma genitalium [6–8]. Впервые этот новый вид микоплазм был выделен в одной из клиник Лондона в 1981 г. от двух мужчин с негонококковым уретритом и позднее был назван M. genitalium – из–за излюбленной локализации [9].
Краткая характеристика возбудителя
При электронной микроскопии было обнаружено, что M. genitalium имеет колбообразную форму и суженную концевую часть, напоминающую наконечник (рис. 1). M. genitalium имеет самую маленькую величину генома (600 т.п.н.) из всех микоплазм и других самореплицирующихся микроорганизмов (для сравнения: величина генома у M. pneumoniae – 800 т.п.н., C. trachomatis – 1450 т.п.н., E. coli – 4700 т.п.н.).
В последующие годы существовали определенные сложности в изучении этого микроорганизма, связанные с трудностью получения его в чистой культуре (рост на питательных средах составляет 1–5 месяцев). Высокая избирательность и требовательность M. genitalium в отношении питательных сред объясняется тем, что она имеет малый размер генома, и как следствие, малое количество генов, принимающих участие в ферментном распаде питательных веществ, необходимых для репликации микроорганизма [3].
Кроме того, M. genitalium способна совершать определенные активные скользящие движения, и это позволяет ей внедряться в слои слизи, покрывающие эпителиальные клетки, а затем прикрепляться и проникать в них. M. genitalium обладает способностью к плотному прикреплению к эукариотическим клеткам посредством рецепторов, содержащих нейраминовую кислоту, что обусловливает выраженное цитопатогенное действие и формирование клеточного воспалительного ответа [3].
Высокие адгезивные свойства M. genitalium подтверждались ее способностью прикрепляться к поверхности не только эпителиальных клеток, но даже стекла и пластика. Установлено, что M. genitalium в отличие от других представителей семейства – M. hominis и U. urealyticum практически никогда не ассоциируется с бактериальным вагинозом и количеством половых партнеров [3].
Патогенная роль
M. genitalium для человека
Новые возможности изучения микоплазмы появились в 1991 г., когда для диагностики M. genitalium был применен метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), который до сих пор остается наиболее доступным и единственным для исследователей и практикующих врачей венерологов [10].
Ряд различных по дизайну исследований позволил доказать патогенную роль M. genitalium для человека. Так, например, в экспериментах на мужских особях шимпанзе введение в уретру культуры M. genitalium приводило к возникновению уретрита и появлению антител в сыворотке крови этих животных [11].
У женщин с признаками уретрита или цервицита M. genitalium была выявлена в 6% и не обнаружена ни у одной из женщин контрольной группы, проходившей исследование в рамках скрининга на выявление рака шейки матки. Интересно, что 56% мужчин – половых партнеров инфицированных М. genitalium женщин были также инфицированы, что свидетельствует о высокой контагиозности этого возбудителя [12].
Обсуждается и почти доказана роль микоплазм в возникновении воспалительных заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ) [13]. Кроме того, недавно стало известно, что наличие у женщины M. genitalium в 3 раза повышает риск заражения партнера ВИЧ–инфекцией.
В конце 80–х годов прошлого столетия появление метода ПЦР сделало возможным изучение распространенности M. genitalium в различных популяциях. M. genitalium, обнаруженная при помощи ПЦР в моче, встречалась гораздо чаще у лиц с выявленным негонококковым и нехламидийным уретритом, чем у мужчин с асимптомным уретритом. Более того, после антибактериальной терапии исчезновение симптомов сопровождалось отсутствием выявления M. genitalium в моче [14].
Недавно было установлено, что M. genitalium может прикрепляться к сперматозоидам и снижать их активность, что в дальнейшем способствует возникновению вторичного бесплодия [15].
Частота выявления M. genitalium
Чаще всего у мужчин негонококковый уретрит вызывается Chlamydia trachomatis (23–55%), Ureaplasma urealyticum (20–40%), Mycoplasma genitalium (12–25%), Trichomonas vaginalis (2–11%). Как правило, период между инфицированием и возникновением клинических проявлений негонококкового уретрита (НГУ) составляет от 7 до 21 дня [16].
Частота выявления M. genitalium у мужчин с наличием уретрита методом ПЦР варьирует от 10 до 19,4%. Рядом авторов показано, что M. genitalium в большей мере причастны к развитию хронических и рецидивирующих НГУ и их осложнений, таких как хронический простатит, а D. Taylor–Robinson и соавт. (2004) сообщили об обнаружении M. genitalium в уретре и синовиальной жидкости у мужчин с болезнью Рейтера. У 30% мужчин с НГУ обнаруживаются антитела к данному возбудителю [2].
В недавнем обзоре, опубликованном Ishihara S. и соавт. (2004), приведены данные о частоте выявления M. genitalium у мужчин в разных странах мира (табл. 1). M. genitalium была обнаружена в 13–42% у мужчин с негонококковым уретритом и в 18–46% у мужчин с уретритом негонококковой и нехламидийной этиологии. При этом у мужчин без симптомов уретрита M. genitalium выявлялась значительно реже (0–9%).
По результатам другого исследования частота вы­явления М. genitalium у мужчин, явившихся в кабинет анонимного обследования и лечения ИППП составила 37%. При этом в виде моноинфекции М. genitalium определялась в 47% случаев и в виде различных бактериальных и вирусных ассоциаций – в 53%. Наиболее частыми были от­­мечены ассоциации с трихомонадной инфекцией (19,1%). Симптомы уретрита выявлены у 81% с инфекцией [18].
В последнее время накопились данные о роли M. genitalium в развитии ВЗОМТ у женщин. Иссле­до­вания, проведенные при помощи ПЦР, продемонстрировали ассоциацию микоплазм с острым эндометритом и аднекситом при отсутствии гонококковой и хламидийной инфекций. Более того, проспективное исследование выявило 13–кратный риск возникновения эндометрита у инфицированных M. genitalium. Насколь­ко микроб влияет на репродуктивную функцию, пока неизвестно, однако установлена его ассоциация с трубным бесплодием [19].
Важно отметить, что M. genitalium существует в высшей степени независимо от C. trachomatis и, по–ви­димому, встречается с такой же частотой, как и хламидийная инфекция. Возможно, это связано с разными механизмами передачи инфекции, возникающей конкурентной борьбой между этими патогенными микроорганизмами за одни и те же клетки–мишени, питательные вещества и другие ко–факторы, необходимые для полноценного существования и жизнедеятельности M. genitalium и С. trachomatis. Интересным фактом является то, что и спектр чувствительности к антибиотикам у М. genitalium такой же, как у хламидий.
Диагностика M. genitalium
Отсутствие четких морфологических характеристик, а также полиморфизм, присущий всему семейству микоплазм, исключает возможность идентификации возбудителя в мазках от больных, поэтому цитологический метод не используется.
Культуральный метод не используется из–за трудности получения в чистой культуре и единственным убедительным способом обнаружения M. genitalium остается ПЦР. Поэтому ПЦР считается наиболее доступным и единственным методом выявления M. genitalium.
Лечение M. genitalium
Большинство исследователей считают, что критериями назначения этиологической терапии при выявлении генитальных микоплазм являются:
• клинические и лабораторные признаки воспалительного процесса в органах мочеполовой системы;
• результаты комплексного микробиологического обследования на наличие патогенных и условно–па­тогенных микроорганизмов с количественным обнаружением M. hominis и U. urealytocium >104 ЦОЕ/мл);
• предстоящие оперативные или другие инвазивные мероприятия на органах мочеполовой системы (гистероскопия, трансуретральная резекция, деструкция кондилом, введение внутриматочных контрацептивов, крио–, электро–, лазеротерапия эктопии шейки матки и др.);
• бесплодие, когда, кроме генитальных микоплазм, не установлено других его причин;
• оценка акушерско–гинекологического анамнеза, течения настоящей беременности [16].
В этиотропном лечении микоплазменной инфекции урогенитального тракта используются антибиотики, подавляющие биосинтез белка и ДНК. Это в первую очередь препараты из группы тетрациклинов и макролидов. Активность антибактериального агента в отношении патогенного микроорганизма определяется минимальной подавляющей концентрацией (МПК) в исследованиях in vitro.
При определении чувствительности 18 штаммов Mycoplasma genitalium к антибиотикам оказалось, что из восьми (доксициклин, тетрациклин, эритромицин, кларитромицин, азитромицин, ципрофлоксацин, левофлоксацин, моксифлоксацин) азитромицин был намного более активным, чем остальные. МПК для азитромицина была 0,002–0,008 мг/л по сравнению, например, с 0,25–1 мг/л для доксициклина [20]. Более ранние исследования также продемонстрировали большую активность азитромицина по сравнению с другими антибиотиками [21].
Клинические исследования эффективности антибиотиков проведены лишь в последнее десятилетие, эти исследования немногочисленны и включают небольшое количество пациентов (табл. 2). Тем не менее левофлоксацин оказался вообще неэффективным, эффективность эритромицина вызывает сомнение из–за очень маленькой группы, а доксициклин был эффективен лишь в одном исследовании из четырех. Единственным препаратом, показавшим стабильно высокую эффективность, оказался азитромицин. Эти данные полностью коррелируют с показателями чувствительности Mycoplasma genitalium к антибиотикам in vitro.
При неудаче эрадикации Mycoplasma genitalium европейские специалисты рекомендуют применять моксифлоксацин по 400 мг в сутки в течение 10 дней, но из–за риска возникновения резистентности эта терапия относится к альтернативной [30]. Что же касается использования джозамицина, широко пропагандируемого рядом отечественных венерологов, то данные о его клинической эффективности и чувствительности к нему Mycoplasma genitalium отсутствуют [20–29]. Следует также отметить, что современные зарубежные исследователи не рассматривают джозамицин в качестве альтернативы в лечении микоплазменной инфекции [30]. Таким образом, азитромицин на сегодняшний день является антибиотиком, эффек­тивность которого в отношении Mycoplasma genitalium доказана как in vitro, так и в клинических испытаниях.
Важными преимуществами азитромицина являются возможность назначения однократной курсовой дозы препарата (1,0 г), высокий профиль безопасности, что подтверждается возможностью его применения у беременных и у детей.
К дополнительным достоинствам азитромицина следует отнести его хорошую переносимость и низкий уровень побочных эффектов (один из самых низких среди известных на сегодняшний день макролидов). Так как препарат является антибактериальным средством широкого спектра действия, то он действует и на грамположительные и на грамотрицательные бактерии, такие как трепонемы, микоплазмы, уреаплазмы, хламидии, риккетсии.
Исходя из полученных в последние годы данных [29] специалисты рекомендуют изменить режим назначения азитромицина при микоплазменной инфекции. Вместо 1 г однократно оптимальнее использовать 1,5 г по следующей схеме: 500 мг в первый день, далее по 250 мг со второго по пятый день. Поскольку микоплазма – медленно растущий организм, таким образом антибиотик воздействует на все пулы бактериальных клеток.
Азитромицин представляет собой препарат, ха­рактеризующийся высокой комплаентностью (од­но­кратный прием), высокой клинической эффективностью, низким уровнем побочных эффектов, что делает его препаратом выбора при лечении микоплазменной инфекции.
Заключение
К настоящему времени установлено, что:
• Mycoplasma genitalium вызывает уретрит у мужчин и эндометрит и аднексит у женщин;
• Оптимальным методом лабораторной диагностики является ПЦР;
• Препаратом выбора в лечении Mycoplasma genitalium является азитромицин.
Категория: Болезни | Просмотров: 465 | | Теги: Mycoplasma, Cовременные, представления, genitalium | Рейтинг: 5.0/1