Поиск
Введите одно слово для поиска например: "Рак"
Форма входа
В НАШЕЙ БАЗЕ УЖЕ:
Рефератов: 3737
Статей: 1601
Видео: 20
Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Роль витаминной недостаточности у детей и методы ее коррекции

20:30
Роль витаминной недостаточности у детей и методы ее коррекции
Рациональное и сбалансированное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья населения. Необходимость применения мультивитаминных комплексов для обеспечения нормальной жизнедеятельности детского организма связана с недостаточным поступлением витаминов и микроэлементов с пищей.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации [1]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [2]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Не меньше настораживает ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России.
В соответствии с современными представлениями витамины – это низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, необходимые для нормальной жизнедеятельности, которые не синтезируются или синтезируются в недостаточном количестве в организме и поступают с пищей [3–5]. Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в построении ферментных систем в качестве коферментов – низкомолекулярных небелковых веществ, которые образуют комплекс с белковой частью ферментов и непосредственно осуществляют химические реакции, катализируемые данным ферментом. Другая ключевая функция витаминов заключается в их участии в построении и функционировании мембран клеток и клеточных органелл. Первая функция присуща практически всем водорастворимым витаминам, а также жирорастворимому витамину К, а вторая – всем жирорастворимым витаминам [5,6].
Витамины, как уже было сказано, подразделяются на жирорастворимые и водорастворимые. К жирорастворимым витаминам относятся: ретинол – витамин А, кальциферол – витамин D, токоферол – витамин Е и филлохинон – витамин К. Водорастворимые витамины представлены: аскорбиновой кислотой – витамин С, тиамином – витамин В1, рибофлавином – витамин В2, никотиновой кислотой – витамин РР и В3, пантотеновой кислотой – витамин В5, пиридоксином – витамин В6, фолиевой кислотой – витамин В9, цианокобаламином – витамин В12 и биотином – витамин Н.
Недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение их усвоения на уровне желудочно–кишеч­ного тракта приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Под витаминной недостаточностью понимают патологическое состояние, обусловленное сниженной обеспеченностью организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено необходимостью витаминов для нормального хода многочисленных физиологических и метаболических процессов.
В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами [7–9].
К группам риска по развитию витаминодефицитных состояний относятся:
– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые ле­кар­ственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономи­че­ским уровнем;
– алкоголики, курильщики.
Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.
Под авитаминозами понимают состояния практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающиеся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфичного для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Их основными причинами являются глубокие нарушения всасывания витаминов, при синдроме мальабсорбции (возникающем у детей раннего возраста чаще всего, как следствие пищевой аллергии и лактазной недостаточности, а у детей более старшего возраста в результате хронических энтеритов, резекций тонкого кишечника, поражении гепатобилиарной системы и различных наследственных аномалиях).
К гиповитаминозам относятся состояния резкого, но не полного снижения запасов витамина в организме, вызывающего появление ряда, как правило, малоспецифических и слабо выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т.д.).
Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами.
Ниже мы приводим основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков.
I. Алиментарная недостаточность витаминов:
1. Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
2. Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
3. Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей 1 года жизни.
4. Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов–витаминоносителей.
5. Потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки.
6. Действие антивитаминных факторов, содержащихся в продуктах.
7. Присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Разбалансировка химического состава рационов и нарушение оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами и между отдельными витаминами.
8. Пищевые извращения и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей.
9. Анорексия, в т.ч. anorexia nervosa у девочек–подростков.
II. Угнетение роста нормальной кишечной ми­кро­флоры, продуцирующей ряд витаминов:
1. Болезни желудочно–кишечного тракта.
2. Нерациональная химиотерапия.
III. Нарушения ассимиляции и метаболизма витаминов:
1. Нарушения всасывания витаминов в желудочно–кишечном тракте:
• заболевания желудка;
• заболевания кишечника;
• поражение гепато–билиарной системы;
• конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;
• врожденные дефекты и (или) незрелость транспортных и ферментных механизмов абсорбции витаминов.
2. Утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой.
3. Нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:
• наследственные дефекты;
• недоношенность;
• приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.
4. Нарушение образования транспортных форм витаминов:
• наследственные;
• вследствие незрелости метаболических процессов (недоношенность и др.);
• приобретенные.
5. Антивитаминные эффекты лекарственных ве­ществ и других ксенобиотиков.
IV. Повышенная потребность в витаминах:
1. Периоды особо интенсивного роста детей и подростков.
2. Особые климатические условия.
3. Интенсивная физическая нагрузка.
4. Интенсивная нервно–психическая нагрузка, стрессовые состояния.
5. Инфекционные заболевания и интоксикации.
6. Действие неблагоприятных экологических факторов (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.).
7. Заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции.
8. Повышенная экскреция витаминов (заболевания почек и др.).
Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является субнормальная обеспеченность витаминами, которая имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Ее основными причинами служат: нерациональное вскармливание детей первого года жизни и нарушения в питании беременных женщин и кормящих матерей, широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства (хлеб тонкого помола, сахар и др.); потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; гиподинамия, сопряженная со значительным уменьшением потребности детей в энергии и соответствующим снижением общего количества пищи и, одновременно, количества поступающих с ней витаминов [5,9]. Хотя субнормальная обеспеченность витаминами не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов; физическую и умственную работоспособность; замедляет сроки выздоровления больных детей с различной патологией, в том числе детей с тяжелыми травмами, ожогами, послеоперационных больных, способствует обострению хронических заболеваний верхних дыхательных путей желудочно–кишечного тракта и гепато–би­лиарной системы. Вместе с тем субнормальная обеспеченность витаминами может сопровождаться и появлением отдельных клинических микросимптомов, например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина и др., кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 и др.
В общих чертах к последствиям дефицита витаминов относятся:
• ухудшение самочувствия;
• снижение умственной и физической работоспособности населения;
• нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
• нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
• замедление темпов физического и психического развития;
• предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.
На сегодняшний день на рынке представлен большой выбор поливитаминов и витаминно–минеральных препаратов для детей. Примером качественного и сбалансированного поливитаминного комплекса для детей может служить препарат Пиковит. Пиковит рекомендован ведущими специалистами Союза педиатров России и Ассоциацией семейных врачей РФ. В таблице 1 представлены суточные дозы витаминов и их содержание в препарате Пиковит.
Пиковит выпускается для детей разных возрастных групп и представлен различными лекарственными формами – сироп, пастилки, жевательные таблетки, что значительно облегчает его применение. Сироп Пиковит со­держит 9 жизненно необходимых витаминов, в пастилках Пиковит и Пиковит Д – 10 витаминов и 2 минерала (кальций и фосфор), а в жевательных таблетках Пиковит Плюс – 12 витаминов, дополненных минеральными ве­ще­ствами – кальцием, цинком, йодом и железом. В пастилках Пиковит Форте содержится 11 витаминов, среди которых представлена вся группа витаминов В. Чтобы усвояемость и биодоступность препаратов серии Пиковит в желудочно–кишечном тракте были максимальными, производителями подобран оптимальный баланс содержания витаминов и минералов. В зависимости от формы выпуска состав препарата несколько отличается и изменяется дозировка (соответственно возрастной потребности ребенка).
Пиковит рекомендуется:
1. При отсутствии аппетита.
2. При переутомлении школьников.
3. В качестве витаминно–минерального препарата в ежедневном рационе питания, особенно в зимний и весенний период.
4. В качестве витаминного препарата при лечении антибиотиками.
Таким образом, применение поливитаминных препаратов рекомендуется как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний.
Категория: Педиатрия | Просмотров: 374 | | Теги: методы, детей, коррекции, Роль, витаминной, недостаточности, ее | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Ок
Карта сайта
Хостинг от uCoz HelpMed 2013
Вся информация на сайте взята с открытых и бесплатных источников.
«Help-Med» — Образовательный портал. Рефераты Видео Статьи.