Введите одно слово для поиска например: "Рак"
Форма входа
логин:
пароль:
В НАШЕЙ БАЗЕ УЖЕ:
Рефератов: 3737
Статей: 1601
Видео: 20
Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Современные представления о генитальных микоплазмах

17:53
Современные представления о генитальных микоплазмах
Значение микоплазм в патологии урогенитального тракта до сих пор не установлено, так как эти микроорганизмы в большинстве своем относятся к условно–патогенным. До сих пор не сформулированы показания к обследованию и лечению пациентов, колонизированных урогенитальными микоплазмами, т.к. не получено достоверных данных о причастности генитальных микоплазм к тем или иным патологическим процессам у взрослых и у детей. Часто только результаты лабораторных исследований служат единственным основанием для решения вопроса об этиологической значимости микоплазм в развитии урогенитальных заболеваний и необходимости предпринимать лечение антибиотиками. Тем более, что часто микоплазмы находятся в мочеполовой системе здоровых женщин и мужчин, не вызывая при этом никакой патологии.
Попытки причислить эти заболевания к инфекциям, передаваемым половым путем (ИППП), также неоднозначны, так как лишь некоторые исследователи считают микоплазмы возбудителями этих инфекций, большинство же исследователей относят микоплазмы к комменсалам урогенитального тракта. Поэтому рассматривать урогенитальные инфекции, ассоциированные со многими видами генитальных микоплазм, значение которых в развитии инфекционной патологии неоднозначно, наряду с ИППП, на сегодняшний день не представляется правомерным.
Согласно современной таксономии микоплазмы относятся к классу Mollicutes (молликуты) – свободно живущих прокариот без клеточной стенки, которую они не способны образовывать из–за отсутствия собственных ферментов, участвующих в синтезе ее компонентов [2]. Функцию клеточной стенки выполняет трехслойная цитоплазматическая мембрана, поэтому микроорганизмы осмотически неустойчивы и проявляют пластичность и разнообразие форм. Благодаря отсутствию ригидной клеточной стенки микоплазмы способны проходить через поры диаметром до 0,22 мкм, а также резистентны к различным агентам (антибиотикам, в том числе пенициллину и его производным), подавляющим синтез клеточной стенки. Отсутствие клеточной стенки и ее предшественников сближает молликуты с L–формами бактерий [8].
Отсутствие клеточной стенки и сходство строения клеточной мембраны с мембранами клеток организма хозяина обеспечивают внедрение микоплазм в мембрану клеток макроорганизма и делает их более защищенными от воздействия гуморальных и клеточных факторов иммунитета. К ведущим факторам патогенности микоплазм относят адгезины, протеазу и фосфолипазы [22].
В развитии инфекционного процесса, в котором могут участвовать микоплазмы, важнейшую роль играют адгезины – поверхностные компоненты клеток, которые обеспечивают связывание клеток микроорганизма с клетками–мишенями макроорганизма. Перво­начально происходит неспецифическое взаимодействие клеток хозяина и инфекционного агента, затем лиганд–рецепторное взаимодействие, при котором функцию лиганда выполняет адгезин, а функцию рецептора – соответствующие структуры клетки–мишени гликопротеиновой природы. Адгезины занимают почти 5% крохотного генома молликут, что позволяет за счет рекомбинаций между копиями адгезина постоянно менять антигенную структуру для успешного преодоления иммунного ответа хозяина. Адгезины и протеазы могут обладать антигенными свойствами и быть видо– и сероспецифичными. Фосфолипазы гидролизуют фосфолипиды мембраны клеток, что приводит к увеличению свободной арахидоновой кислоты и, вследствие этого, к активации синтеза простагландинов [4,25].
Молликуты, являясь мембранными паразитами, конкурируют с клеткой–хозяином за субстрат, истощают ее энергетические и материальные резервы, нарушают обмен аминокислот, синтез белков, нуклеиновых кислот, вносят новую генетическую информацию и искажают структуру ее активной поверхности, что приводит к нарушению процессов всасывания, метаболизма, экскреции и обмена биологическими сигналами с другими клетками и системами организма [3,7].
У человека наиболее часто выделяют 16 видов микоплазм, 7 из которых обладают тропностью к клеткам органов урогенитальной системы: Mycoplasma hominis, Ureaplasma urealyticum, Ureaplasma parvum, M. primatum, M. genitalium, M. spermatophilum и M. penetrans [37,38]. Особый практический интерес вызывают M. hominis, U. urealyticum, M. genitalium. Наиболее часто в клиническом материале, полученном из урогенитальных органов, выявляют M. hominis и U. urealyticum, которые хорошо растут на специальных питательных средах. Для обнаружения M. genitalium используются молекулярно–биологические технологии, т.к. данный микроорганизм относится к трудно культивируемым бактериям.
К патогенным для человека микоплазмам относят только 2 вида: M. pneumoniae и M. genitalium. Для других видов микоплазм патогенность строго не доказана. Более того, в связи с тем, что микоплазмы часто обнаруживаются у здоровых лиц, большинство исследователей рассматривают их комменсалами нормального микробиоценоза, способными при определенных условиях к реализации патогенных свойств [1,6]. Проведено значительное число исследований, продемонстрировавших, что патогенность G. vaginalis, M. hominis, U. urealyticum и анаэробных бактерий связана с массивностью их диссеминации в очаге инфекции [33,34].
К настоящему времени установлено, что колонизация генитальными микоплазмами новорожденных происходит при прохождении через родовые пути, однако обнаружено постоянное уменьшение количества микроорганизмов в течение первого года жизни без проведения лечения и при отсутствии признаков воспалительного процесса. При этом у новорожденных девочек генитальные микоплазмы (в первую очередь U. urealyticum, реже M. hominis) выделяются значительно чаще, чем у мальчиков [15], а из носоглотки – с одинаковой частотой, но преимущественно – U. urealyticum [19].
Некоторые исследователи считают, что колонизация генитальными микоплазмами происходит только с началом половой жизни и коррелирует с числом половых партнеров [27,30,35,36].
Частота выделения M. hominis, по данным разных авторов, варьирует от 10 до 50%, а U. urealyticum – от 11 до 80%. Чаще всего генитальные микоплазмы обнаруживаются у лиц с высокой половой активностью, у женщин, занимающихся коммерческим сексом, у мужчин, предпочитающих секс с мужчинами, у больных ИППП (гонококковая инфекция, хламидиоз, трихомониаз и т.д.), а также при беременности [11,32].
У мужчин генитальные микоплазмы выявляются при уретрите и, возможно, при его осложнениях: простатите, везикулите, эпидидимите, баланопостите; у женщин – при уретрите, вагините, цервиците, фоновых заболеваниях шейки матки, эндометрите, сальпингоофорите, преждевременных родах, самопроизвольных выкидышах, мертворождениях. Как правило, наряду с микоплазмами при перечисленных клинических синдромах (заболеваниях) обнаруживаются другие микроорганизмы (патогенные и/или условно патогенные). Ослож­нением воспалительных процессов урогенитальной системы различной этиологии является бесплодие у мужчин и женщин.
Ряд авторов считают, что U. urealyticum вызывает различные заболевания мочеполового тракта, такие как негонококковый уретрит, цистит, вопалительные заболевания органов малого таза, пиелонефрит или бесплодие.
Выделение микоплазм из канала шейки матки у женщин репродуктивного возраста вне беременности не превышает 13,3%, при вагинитах увеличиваясь до 23,6% и достигает 37,9% при эктопиях шейки матки.
При бактериальном вагинозе частота обнаружения U. urealyticum составляет 46% [3]. По данным A. Naes­sen (1993), U. urealyticum гораздо чаще обнаруживается у больных с такими инфекциями, как герпес и генитальный кандидоз. Выявлена связь между гонококковой инфекцией и инфицированностью генитальными микоплазмами, которые обнаруживаются на поверхности колонии гонококков [31,32].
В то же время M. hominis и U. urealyticum колонизируют уретру, влагалище, прямую кишку 20–75% практически здоровых лиц обоего пола, а многочисленные клинико–микробиологические и морфологические исследования до настоящего времени не смогли дать однозначного и достоверного ответа о роли микоплазм в акушерско–гинекологической и неонатальной инфекционной патологии.
Классический метод выявления генитальных микоплазм – культуральный, т.е. посев на специальные питательные среды. Этот метод дает возможность оценить количество микоплазм, которые содержатся в исследуемом материале. Многие исследователи используют количественные критерии в диагностике, полагая, что концентрация уреаплазм более 104 микробных тел в одном миллилитре или грамме отделяемого имеет диагностическое значение, в то время как более низкие концентрации не должны учитываться, поскольку в таких количествах уреаплазмы могут находиться у здоровых людей.
Следует подчеркнуть, что до сих пор нет отечественных стандартизованных питательных сред для выявления генитальных микоплазм и определения их чув­ствительности к антибиотикам. Зарубежные тест–си­стемы, выпускаемые в виде планшет, позволяют выявить микоплазмы/уреаплазмы, определить их количество (больше или меньше 104) и определить чувствительность микоплазм к антибиотикам в двух концентрациях.
Методы амплификации нуклеиновых кислот, в частности, полимеразная цепная реакция (ПЦР), упрощают лабораторную диагностику, однако, обладая высокой чувствительностью, эти методы не могут дать заключение о количестве уреаплазм в клиническом образце, а регистрируют лишь факт присутствия генетического материала микоплазм или уреаплазм. Лишь ПЦР в реальном времени обеспечивает количественное определение копий ДНК микоплазм или уреаплазм в клиническом материале.
M. genitalium – исключительно требовательный к условиям культивирования микроорганизм, и поэтому культуральный метод является очень трудоемким и длительным. Несмотря на то, что техника культивирования M. genitalium значительно улучшилась за последние годы, в том числе за счет использования клеточных культур, выделение и размножение этого микроорганизма до сих пор занимает от нескольких недель до нескольких месяцев [10,20].
M. genitalium и ее ближайший родственник M. pneumoniae имеют целый ряд общих структурных особенностей, и значительное антигенное сходство между этими двумя видами микоплазм служит серьезным препятствием для разработки серологических методов диагностики [28].
Таким образом, из–за неспособности традиционных бактериологических методов диагностики, таких как культуральная и серологическая, обеспечить адекватную идентификацию M. genitalium, предположения об этиологической роли этого микроорганизма в развитии воспалительных заболеваний урогенитального тракта оставались недоказуемыми до разработки первых тестов на основе ПЦР [28].
Первые исследования с использованием ПЦР для выявления M. genitalium у мужчин с негонококковым уретритом были опубликованы в 1993 году [18,21]. В дальнейшем применение метода ПЦР позволило получить доказательства того, что M. genitalium – это возбудитель, передаваемый половым путем, способный индуцировать ряд заболеваний репродуктивного тракта как у мужчин, так и у женщин [22].
В 2002 году было опубликовано первое исследование, в котором для анализа ДНК M. genitalium был применен метод ПЦР в реальном времени [39]. Данная технология позволяет регистрировать накопление специфического продукта амплификации непосредственно в процессе реакции, в режиме реального времени, что существенно сокращает время анализа и снижает риск контаминации. Кроме того, методология ПЦР в реальном времени позволяет проводить количественную оценку исследуемой мишени в пробе. Возможности применения количественного подхода в диагностике инфекции, вызванной M. genitalium, были продемонстрированы при оценке эффективности терапии [13]. Важные с клинической точки зрения данные с использованием количественной ПЦР в реальном времени были также получены Jensen J.S. и соавт. [23,24]: анализ проб мочи и соскобов из уретры от мужчин показал, что 28% уретральных проб содержали ДНК M. genitalium в количестве, не превышающем 10 копий генома на реакцию. Таким образом, так как количество возбудителя в урогенитальном тракте может быть очень небольшим, для обеспечения адекватной диагностической чувствительности тесты на M. genitalium должны обладать очень высокой аналитической чувствительностью. Метод ПЦР в реальном времени, сочетающий в себе высокую чувствительность и высокую специфичность, является на сегодняшний день основным методом диагностики инфекций, вызываемых M. genitalium.
Как правило, для выявления разных возбудителей инфекций урогенитального тракта, таких как C. trachomatis и N. gonorrhoeae, используются пробы, полученные из цервикального канала и уретры. Показано, что диагностика ИППП с использованием образцов, полученных неинвазивным путем (моча и вагинальные пробы), является, по меньшей мере, такой же чувствительной, как и с использованием цервикальных и уретральных проб [12]. Кроме того, пациенты предпочитают неинвазивный способ получения клинического материала, что значительно облегчает проведение скрининговых исследований. Jensen J.S. с соавт. [24] показали, что с использованием проб мочи у мужчин было выявлено больше случаев инфицирования M. genitalium (как и C. trachomatis), чем с использованием соскобов из уретры, что, впрочем, могло быть обусловлено различиями в объеме данных типов клинического материала. У женщин процент выявления возбудителя инфекции повышался при одновременном анализе мочи и соскобов из цервикального канала.
Таким образом, в настоящее время методы амплификации нуклеиновых кислот являются единственным инструментом диагностики инфекций, вызываемых M. genitalium. Однако необходимо, чтобы перед внедрением в рутинную лабораторную практику тест–систем для ПЦР–анализа проводилась их полноценная валидация, которая включает оценку аналитической чувствительности и специфичности, а также анализ диагностических характеристик на достаточно большом количестве клинических образцов.
Иммунофлюоресцентные и серологические методы для рутинной диагностики микоплазменных поражений не применяются.
В связи с тем, что генитальные микоплазмы представляют собой условно–патогенную микрофлору половых путей, решение о необходимости терапии принимает врач в зависимости от клинической ситуации. Обяза­тель­ному лечению подлежит урогенитальная микоплазменная инфекция, вызванная M. genitalium. Другие виды микоплазм (M. hominis, M. fermentans, U. urealyticum) относятся к условно–патогенным микроорганизмам, по­этому лечение назначается только при следующих обстоятельствах: клинические проявления инфекционно–воспалительных процессов в мочеполовых органах, при которых доказана этиологическая значимость этих видов микоплазм; степень риска предстоящих оперативных или инвазивных манипуляций; бесплодие, при котором доказана этиологическая роль микоплазм.
Для лечения состояний, ассоциированных с генитальными микоплазмами, используют следующие группы антибактериальных препаратов: тетрациклины (доксициклин), макролиды, в том числе азалиды, фторхинолоны. Следует отметить, что все микоплазмы резистентны к цефалоспоринам, пенициллинам, рифампицину, налидиксовой кислоте.
Активность антибактериального агента в отношении патогенного микроорганизма определяется минимальной подавляющей концентрацией (МПК), значение которой устанавливается в исследованиях in vitro. При определении чувствительности различных штаммов M. genitalium к антибиотикам оказалось, что из восьми препаратов, чаще всего используемых в лечении состояний, ассоциированных с генитальными микоплазмами (доксициклин, тетрациклин, эритромицин, кларитромицин, азитромицин, ципрофлоксацин, лево­флоксацин, моксифлоксацин), азитромицин был наиболее активным – МПК для азитромицина составляет 0,002–0,008 мг/л по сравнению, например, с 0,25–1 мг/л для доксициклина [16]. Более ранние исследования также продемонстрировали большую активность азитромицина по сравнению с другими антибиотиками [17].
Клинические исследования эффективности антибиотиков в отношении генительных микоплазм немногочисленны. Однако даже их объема достаточно для выделения препаратов, назначение которых нецелесообразно. Так, в клинических исследованиях выявлена низкая эффективность левофлоксацина, а доксициклин был эффективен лишь в одном исследовании из четырех. Во всех клинических исследованиях, оценивающих эффективность антибактериальной терапии инфекций, вызванных M. genitalium, персистенция ДНК микроорганизма почти всегда была ассоциирована с неудачами терапии, проявляющимися в персистенции симптомов заболевания. Так, Horner с соавт. [18] показали, что 7 из 14 (50%) мужчин, у которых после лечения доксициклином (200 мг однократно, затем по 100 мг 13 дней) была выявлена ДНК M. genitalium, имели симптомы уретрита через 10–21–й день после лечения. Johannisson с соавт. [26] также выявляли у 8 из 13 (62%) мужчин через 10 дней после лечения тетрациклином (500 мг 2 раза в сутки, 10 дней), при этом у 6 из них наблюдалась персистенция симптомов уретрита. В работах Falk с соавт. [14] 16 пациентов с уретритом и положительным тестом на M. genitalium получали тетрациклины (доксициклин 200 мг однократно, затем по 100 мг 8 дней, или лимециклин 300 мг 2 раза в сутки, 10 дней) и 6 пациентов получали азитромицин (500 мг однократно, затем по 250 мг 4 дня подряд). У всех пациентов, получавших азитромицин, тест на M. genitalium был отрицательным при контроле излеченности, тогда как у 10 из 16 пациентов (63%), лечившихся тетрациклинами, были обнаружены M. genitalium. Эффект фторхинолонов на эрадикацию M. genitalium исследовали Maeda с соавт. [29]: у 8 из 12 пациентов (66%), получавших левофлоксацин, наблюдалась персистенция возбудителя через 2 недели после лечения, однако, только у одного из этих пациентов персистировали симптомы уретрита.
Таким образом, препаратом, показавшим стабильно высокую эффективность, на сегодняшний день является азитромицин. Эти данные полностью коррелируют с показателями чувствительности M. genitalium к антибиотикам in vitro [16]. Важными преимуществами азитромицина являются возможность назначения однократной курсовой дозы препарата (1,0 г), высокий профиль безопасности, что подтверждается возможностью его применения у беременных и у детей. Среди препаратов азитромицина следует отметить Азитрокс®, выпускаемый отечественной компанией «Фарм­стан­дарт». Препарат биоэквивалентен и терапевтически эквивалентен оригинальному азитромицину, характеризуется высокой эффективностью в отношении генитальных микоплазм.
Согласно результатам консенсуса, достигнутого среди акушеров–гинекологов, дерматовенерологов, урологов, специалистов по лабораторной диагностике и опубликованного в ряде отечественных журналов, показаниями к назначению специфической терапии являются: подтвержденная инфекция любой локализации, вызванная M. genitalium; выявление M. genitalium у полового партнера; отсутствие возможности провести тесты на выявление M. genitalium у больных с клиническими проявлениями воспалительных заболеваний нижних отделов мочеполового тракта [5].
Лечение следует назначать, если другие возбудители (кроме микоплазм) не обнаружены при наличии: уретрита у лиц обоего пола, цервицита, хориоамнионита (многоводие, угроза прерывания беременности), а также в случаях привычной потери беременности, предгравидарной подготовки при наличии в анамнезе анте– и постнатальной гибели плода инфекционного генеза, при программах ЭКО, переносе эмбриона, искусственной инсеминации.
Предлагаются следующие схемы лечения: азитромицин 1,0 г однократно или 500 мг в первый день, затем по 250 мг в сутки в течение 4 дней подряд или джозамицин по 500 мг 3 раза в сутки в течение 10 дней, или доксициклин по 100 мг 2 раза в сутки в течение 10 дней [5].
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что генитальные микоплазмы являются комменсалами урогенитального тракта. Они способны лишь в определенных условиях вызывать воспалительные процессы урогениталий, чаще всего в ассоциации с другими патогенными и условно–патогенными микроорганизмами.
Медицинская наука постоянно и быстро развивается. Совершенствуются как методы диагностики, так и применение разнообразных лечебных средств. Патогенные свойства генитальных микоплазм все еще окончательно не изучены и не определены. Частая бессимптомная колонизация гениталий этими микроорганизмами не позволяет в диагностике генитальных и неонатальных инфекций ограничиваться только выявлением M. hominis или U. urealyticum, не оценивая количественные параметры присутствия этих микроорганизмов, а главное – клинические проявления инфекции. Для того чтобы решить сложные вопросы, касающиеся патогенности генитальных микоплазм, необходимы дальнейшие усилия как микробиологов, так и клиницистов – акушеров–гинекологов, неонатологов, инфекционистов, урологов.
Категория: Педиатрия | Просмотров: 392 | | Теги: генитальных, представления, Современные, микоплазмах | Рейтинг: 0.0/0