Поиск
Введите одно слово для поиска например: "Рак"
Форма входа
логин:
пароль:
В НАШЕЙ БАЗЕ УЖЕ:
Рефератов: 3737
Статей: 1601
Видео: 20
Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Современные возможности оптимизации питания детей старше года

17:38
Современные возможности оптимизации питания детей старше года
В настоящее время основное внимание специалистов посвящено вопросам вскармливания младенцев первого года жизни. Рациону питания детей старше года уделяется, к сожалению, гораздо меньшее внимание. Между тем второй и третий год представляют собой не менее важный этап развития ребенка. В этом возрасте остаются высокими темпы физического развития ребенка, активный рост которого сопровождается интенсивным формированием опорно–двигательного аппарата, центральной нервной и эндокринной систем. Увеличение контактов ребенка с окружающим миром требует напряженной работы системы иммунитета. Психомоторное развитие в этом возрастном периоде характеризуется совершенствованием новых навыков: развитием мелкой моторики, речи, внимания, интеллекта, началом социальной адаптации ребенка и пониманием своего собственного «я». Второй и третий год жизни являются важным периодом развития ребенка с точки зрения пищевого программирования. Известно, что правильное питание в раннем возрасте способно снизить риск развития в последующем таких заболеваний, как сахарный диабет, ожирение, сердечно–сосудистая патология и некоторые виды рака [1]. Результаты научных исследований указывают на то, что атеросклеротические изменения, которые приводят к патологии сердца и сосудов, могут развиваться уже в детском возрасте, то есть задолго до того, как они становятся клинически значимыми. При этом риск развития патологии значительно выше у детей, которые страдают от избыточного веса и ожирения [2,3].
Таким образом, не вызывает сомнения, что рацион питания ребенка старше года должен быть составлен не менее тщательно, чем в первые месяцы жизни, и содержать в оптимальном количестве основные нутриенты.
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в основных нутриентах и энергии для детей 1–3 лет, принятые в Российской Федерации, представлены в таблице 1.
Белки в организме выполняют важную пластическую функцию, являясь структурными компонентами клеток и тканей организма, участвуя в образовании ферментов, гормонов, синтезе антител и компонентов системы кроветворения. Качество белка, поступающего в организм человека с продуктами питания, определяется наличием в нем полного набора незаменимых аминокислот в определенном соотношении как между собой, так и с заменимыми аминокислотами. Жиры являются важным источником энергии и образуют резерв энергетического материала. В комплексе с белками (липопротеиды), производными ортофосфорной кислоты (фосфолипиды), углеводами (гликолипиды) жиры являются неотъемлемыми структурными компонентами клеточных мембран. Биологическая ценность жиров определяется содержанием в них полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), которые относятся к эссенциальным нутриентам, выполняющим в организме важнейшие пластические и регуляторные функции [5]. Углеводы являются основным легкоусвояемым источником энергии для ребенка в период активного роста, участвуют совместно с белками в синтезе иммуноглобулинов, ферментов, гормонов, факторов свертывания крови. Они входят в состав гликопротеинов цитоплазматических мембран и играют ведущую роль в процессах клеточной рецепции и межклеточного взаимодействия, что имеет значение для роста и дифференцировки клеток организма. Неперевариваемые углеводы (пищевые волокна), достигая в неизменном виде толстой кишки, утилизируются представителями кишечной флоры, являясь для нее пищевым субстратом. В процессе ферментации происходит высвобождение короткоцепочечных жирных кислот (КЖК), которые служат важным источником энергии для клеток кишечного эпителия, а также снижают рН содержимого кишечника, создавая неблагоприятные условия для роста патогенной микрофлоры [6–8].
Для гармоничного развития ребенка в раннем возрасте рацион питания должен быть сбалансирован не только по белкам, жирам и углеводам, но и включать в оптимальном количестве витамины и микронутриенты, потребность в которых также существенно возрастает в период активного роста (табл. 2).
Кальцию принадлежит особая роль в питании детей раннего возраста. Для нормального роста организма ребенка должен быть постоянный положительный баланс кальция, то есть поступление минерала с пищей должно превышать его количество, теряемое с калом и мочой. Это является необходимым условием для поддержания его «запаса» в костной ткани в течение всей последующей жизни. Недостаточное потребление кальция в детском возрасте нарушает нормальное развитие скелета и препятствует достижению оптимальной генетически предопределенной пиковой массы и плотности костей, существенно увеличивая тем самым риск развития остеопороза в последующем [9]. Имеются данные, что недостаточное потребление кальция в раннем возрасте может приводить к снижению пиковой костной массы на 5–10%, что увеличивает частоту переломов шейки бедра в последующем на 50% [10].
В период активного роста существенно возрастает потребность организма в железе. В России, по различным данным, железодефицитная анемия регистрируется у 6–40 % детского населения [11,12]. Дети раннего возраста составляют одну из основных групп риска по формированию железодефицитных состояний. Повы­шенная потребность активно растущего организма в железе, истощение антенатальных запасов микроэлемента и недостаточное его поступление с продуктами питания нередко приводят к развитию сидеропении.
Железо является эссенциальным микроэлементом, играющим важную роль в процессах жизнедеятельности организма. С участием железа осуществляются перенос электронов (цитохромы, железосеропротеиды), транспорт и депонирование кислорода (миоглобин, гемоглобин), а также происходит формирование активных центров окислительно–восстановительных ферментов (оксидазы, гидроксилазы, супероксиддисмутазы) [13]. Железо входит в состав рибонуклеотид–редуктазы, участвующей в синтезе ДНК, что определяет роль микроэлемента в регуляции процессов клеточной пролиферации и дифференцировки [14]. Уменьшение количества железа в организме (в тканевых депо, в сыворотке крови и костном мозге) приводит к нарушению образования гемоглобина и снижению темпов его синтеза, накоплению свободных протопорфиринов в эритроцитах, развитию гипохромной анемии и трофических расстройств в различных органах и тканях. Железо играет важную роль в функционировании факторов неспецифической защиты, клеточного и местного иммунитета. Нормальное содержание железа в организме необходимо для полноценного фагоцитоза, высокой активности естественных киллеров и бактерицидной способности сыворотки, а также достаточного синтеза пропердина, комплемента, лизоцима, интерферона, секреторного иммуноглобулина А (sIgA) [15].
Дефицит железа в первые годы жизни может оказать негативное влияние на процессы постнатального формирования центральной нервной системы, что может иметь отдаленные последствия для развития ребенка [16,17]. При развитии сидеропении в раннем возрасте снижается продукция миелина, нарушаются процессы допаминового обмена в полосатом теле головного мозга, следствием чего может явиться замедление становления моторных функций и поведенческие нарушения у ребенка [18]. В условиях дефицита железа дети первых лет жизни имеют более низкие индексы психомоторного развития в соответствии со шкалой Бейли, чем их здоровые сверстники [19,20]. Дефицит железа приводит к снижению памяти, способности к обучению и концентрации внимания, задержке речевого развития и снижению физической активности [21–23]. Следует отметить, что изменения со стороны центральной нервной системы могут развиваться уже на стадии латентного дефицита железа и сохраняться в течение длительного времени даже при проведении адекватной терапии [24].
Особое внимание специалистов в настоящее время привлекает проблема дефицита йода у детей раннего возраста. К эндемичным по дефициту микроэлемента относится более половины густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных регионов России. Эндемическим зобом в центральной части РФ страдают 15–25% детей и подростков, а по отдельным регионам этот показатель достигает 40% [25]. Основными последствиями дефицита йода для детей раннего возраста являются формирование зоба, отставание в нервно–психическом развитии, нарушение когнитивных функций.
Для удовлетворения физиологической потребности организма в макро– и микроэлементах суточный рацион питания ребенка от 1 года до 3 лет должен включать все основные группы пищевых продуктов: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, яйца, пищевые жиры, овощи, фрукты, бобовые, крупы и макаронные изделия, а также сахар и кондитерские изделия [26]. Однако, к сожалению, в процессе приготовления содержание многих витаминов и микроэлементов в продуктах снижается, что создает определенные трудности в адекватном обеспечении ими растущего организма. С целью профилактики развития дефицитных состояний в питании детей старше года возможно использование специализированных обогащенных продуктов, к которым, в частности, относятся молочные смеси 3 формулы.
В настоящее время компанией Abbott выпускается смесь Симилак 3, предназначенная для питания детей 1–3 лет жизни. Продукт содержит все основные макро– и микронутриенты, необходимые для полноценного роста и развития ребенка, включая полиненасыщенные жирные кислоты, олигосахариды, таурин, карнитин, инозитол. Отличительной особенностью смеси Сими­лак 3 является использование при ее производстве уникальной смеси жиров без пальмового масла, что препятствует образованию нерастворимых солей пальмитиновой кислоты с кальцием в кишечнике ребенка, обеспечивает лучшее усвоение элемента и его участие в процессе минерализации костной ткани. По содержанию кальция и белков Симилак 3 не уступает коровьему молоку. В то же время, количество таких нутриентов, как эссенциальные ПНЖК, железо, йод, цинк, витамины А, D, E, и В1 в Симилаке 3 значительно превышает их содержание в коровьем молоке. Кроме того, в состав Симилака 3 включены пребиотики ГОС, которые в коровьем молоке практически отсутствуют.
Сбалансированный состав смеси Симилак 3, включающий все необходимые микроэлементы и витамины в соответствии с возрастной потребностью ребенка, позволяет рекомендовать ее в качестве альтернативы неадаптированным молочным продуктам на втором и третьем году жизни.
Категория: Педиатрия | Просмотров: 363 | | Теги: возможности, оптимизации, детей, Современные, старше, питания, года | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Ок
Карта сайта
Хостинг от uCoz HelpMed 2013
Вся информация на сайте взята с открытых и бесплатных источников.
«Help-Med» — Образовательный портал. Рефераты Видео Статьи.