Гипертрофия и удлинение шейки матки развиваются часто в процессе постепенно происходящего опущения и выпадения матки. При этом гипертрофия и удлинение шейки матки достигают иногда значительных размеров.
Само собой разумеется, что гипертрофия шейки, наблюдающаяся при опущении и выпадении половых органов, усугубляя жалобы больных, все же не имеет самостоятельного значения. Однако изредка наблюдались случаи, когда женщины жаловались на выпадение, а при осмотре находили дно матки почти не опустившимся, в то время как гипертрофированная и удлиненная влагалищная часть матки выступала из половой щели. При небольшой гипертрофии иногда удлиняется только передняя губа влагалищной части матки, которая выдается над задней и прикрывает ее в виде широкого хобота.
Значительная гипертрофия влагалищной части матки, вызывающая у больной ощущение опущения и выпадения, в то время как дно матки почти не опущено, может явиться показанием к ампутации гипертрофированной и удлиненной шейки матки. В огромном же большинстве случаев гипертрофия и удлинение шейки, вызывающие ощущение опущения, наблюдаются не как изолированное явление, а сопровождаются опущением и выпадением всей матки и требуют поэтому для излечения более сложной операции.
Гипертрофия (утолщение) шейки матки может явиться результатом хронического воспаления одной лишь шейки. Часто шейка матки поражается воспалительным процессом одновременно с телом матки. Значительное утолщение шейки матки, вызванное воспалительным процессом, часто наблюдается в виде фолликулярной гипертрофии шейки. Железистые ходы в области воспаленной слизистой шеечного канала, врастающие в подлежащую ткань, часто закупориваются и превращаются в ретенционные пузырьки, содержащие слизь; воспаленная и разрастающаяся строма вызывает отшнурование железистых фолликулов, которые вырастают в маленькие кисты величиной с просяное зерно, иногда с горошину и больше - наботовы яички.
Особенно глубоко наботовы яички внедряются в ткань шейки на месте эрозии и нередко приводят к утолщению и значительному увеличению всей шейки.
Показанием к оперативному лечению гипертрофии шейки, возникающей на почве хронического воспаления, служит главным образом фолликулярная форма гипертрофии, когда она сопровождается гипер- и полименореей, крестцовыми болями, белями и пр. В некоторых случаях простая скарификация шейки матки дает удовлетворительные результаты. Противопоказанием к скарификации служат острые и подострые воспалительные процессы в тазу и хронические воспаления придатков, тазовой брюшины и клетчатки.
Техника скарификации состоит в следующем: влагалище и влагалищную часть матки дезинфицируют спиртом и йодной настойкой в зеркалах. Влагалищную часть матки можно захватить пулевыми щипцами и таким образом фиксировать ее. Не рекомендуется сильно низводить влагалищную часть, так как это вызывает боль. Можно и вовсе не захватывать шейку пулевыми щипцами, а лишь хорошо обнажить ее зеркалами. После того как влагалищная часть матки будет снова смазана йодной настойкой, длинным остроконечным скальпелем прокалывают видимые наботовы яички и делают небольшие разрезы длиной в 1 см вокруг маточного зева, и радиально к нему разрезы проникают в толщу шейки матки на глубину в 0,5-1 см. Таким путем достигается опорожнение наботовых яичек и местное кровопускание из обычно застойной шейки матки. После скарификации не следует добиваться немедленной остановки кровотечения, если оно не слишком сильное. Небольшое кровотечение обычно останавливается само собой. Если же кровотечение не останавливается, то тампонируют влагалище полосой стерилизованной марли, присыпанной порошком белого стрептоцида. Такой тампон оставляют во влагалище на 12-24 часа и дольше. Больная соблюдает постельный режим в течение 1-2 дней. Так как в основе заболевания лежит воспаление шейки матки, то через 1-2 недели после скарификации мы начинаем лечение йод-глицериновыми тампонами.
Более эффективным методом лечения фолликулярной гипертрофии является диатермокоагуляция. Преимуществом его является то, что этот метод не кровавый. Кроме того, что еще важнее, благодаря коагуляции (свертыванию) ткани получается как бы дополнительный фактор лечения хронического воспаления, своего рода аутопротеинотерапия